Пять стадий горя для писателя
#статьи@pisatelstvo #Эмоции@pisatelstvo
Горе - это не просто эмоция, которую испытывает персонаж, это скорее состояние, в котором он пребывает, испытывая при этом самые разные эмоции, будь то гнев, беспомощность или даже облегчение. Часто эти эмоции сменяют друг друга или борются внутри человека. Так происходит в реальной жизни, и точно так же должно происходить в произведении.
Для начала давайте разберемся, в каком случае персонаж испытывает именно горе, а не сильную грусть или апатию. Горе определяется как эмоциональное состояние, которое сопутствует утрате человеком кого-то или чего-то, с кем или чем у него была сильная эмоциональная связь. Чаще всего, конечно, горе возникает из-за потери близкого человека. Под ним подразумевают так же и скорбь.
Как же нам, авторам, заставить читателя почувствовать горе персонажа? Здесь, как видится, есть две важные составляющие - назовем их правдивость и реалистичность.
Правдивость заключается в том, чтобы читатель поверил в горе персонажа. И тут нам снова поможет вышеупомянутое определение. В нем уже обозначен основной момент: "сильная эмоциональная связь". Тогда нам нужно просто показать эту самую эмоциональную связь. Прежде чем разбить сердце персонажу, покажите, как сильно он привязан к кому-то, как любит, как испытывают бурю эмоций рядом с кем-то. И лишь после этого отнимите у персонажа любимого человека, оставив лишь пустоту взамен.
Теперь, когда мы добились читательской эмпатии, нужно продемонстрировать реалистичность переживаемого горя. Одна из хороших подсказок - это всем изветные пять стадий переживания горя, предложенных доктором Элизабет Кюблер-Росс. Вспомним их:
• Отрицание
Персонажи проходят эту стадию, когда остается хотя бы минимальная вероятность ошибки. Врачи перепутали пациентов, любимого не было в том самолете, проверьте еще раз... События, вызывающие горе, как правило представляют собой серьезные перемены в жизни, в которые не возможно быстро поверить.
На этой стадии персонажи будут стремиться собрать больше информации об этих переменах, искать подтверждений. И до конца не хотеть верить, что перемены происходят.
• Гнев
Когда изменения оказываются реальными, первое, что может испытывать персонаж, это гнев. Он злится на то, как несправедливо обошлась с ним судьба, спрашивая: "Почему именно я?". Он может злиться на окружающих, заниматься поиском виноватых, может гневаться на самого себя. "Ведь кто-то мог предотвратить это!"
Покажите персонажа раздражительным. Даже самый рассудительный герой может откровенно несправедливо обвинять кого-то. Покажите, как он винит себя. Эта стадия самая эмоциональная.
• Торг
Стадия торга может наступать после гнева и отрицания или сразу или параллельно. Персонаж будет пытаться отложить неизбежное, искать выход из ситуации, из которой на самом деле никакого выхода нет.
Например, при расставании. У одного из героев прошли чувства, и он хочет расстаться. Но у второго чувства все еще сильны, и он отказывается принимать новую реальность, пытаясь найти какой-то выход и сохранить отношения.
Или персонаж, теряющий работу, ставшую смыслом жизни. Он пытается работать усерднее и изо всех сил старается, лишь бы не попасть под сокращение.
• Депрессия
Это стадия полнейшего отчаяния. Персонаж осознает, что больше не властен над переменами, того, что было ему дороже всего в жизни, больше нет. Он не знает, как дальше жить. Все планы, связанные с ушедшим любимым человеком или чем-либо еще, больше никогда не осуществятся, и все потеряло смысл.
В этом состоянии персонажа ничего не радует, у него нет сил и энергии на достижение целей, нет мотивации. В реальной жизни человек может уйти на больничный, огородиться от всех и сосредоточиться только на удовлетворении базовых потребностей.
Как другие персонажи будут реагировать на состояние героя в депрессии? Какие обстоятельства будут требовать от него действий, на которые он не способен в силу своего состояния? До чего доведет персонажа депрессия? Спасет ли его что-нибудь или вылечит время?
• Принятие
На этой стадии персонаж не становится вновь счастливым. Скорее, к нему приходит смирение, позволяющее принять тот факт, что жизнь продолжается.
Здесь важно подумать о том, как изменился персонаж в результате потери. Принятие приходит ко всем, но далеко не все могут жить как прежде. Веселый и общительный персонаж может полностью замкнуться в себе. Добродушный герой может стать злым, обвинив кого-то из персонажей в своем горе и сделав месть смыслом жизни. Протагонист может стать антагонистом, в конце концов.
Главное, о чем следует помнить, что не нужно привязываться к этим стадиям. Как в реальной жизни, так и в произведении у каждого человека принятие горя будет происходить по-разному. Однако эта модель поможет лучше продумать поведения персонажей, испытывающих горе.
Творческих успехов!
Автор: Рас Альгети
По материалам из открытых источников
Художник: TaniDaReal